chasovschik: (watch)
[personal profile] chasovschik

Отличный наброс про отсутствие принципиальных отличий между бородатыми жрецами разных религий и бритомордыми жрецами науки. Вернее, про отсутствие разницы в механизмах доверия упомянутым жрецам.

В набросе, однако, имеется критическая неточность: автор утверждает, что “бритомордые и бородатые по-разному реагируют на оппонентов: бородатые иногда проявляют агрессивность, а бритомордые оппонентов игнорируют”. Это далеко не так. Бритомордые, как и их паства, тоже иногда проявляют агрессивность, да еще какую. Примеров навалом, взять хотя бы комментарии к набросу дебаты вокруг глобального потепления. История с глобальным потеплением, кстати, вся целиком представляет собой прекрасную иллюстрацию к этому набросу.

Mirrored from Gears and Springs.

Date: 2012-07-11 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] furyz.livejournal.com
это устаревшая аналогия, со времён Поппера бритогомордые не нуждаются в вере и исповедуют совсем иной подход к делу, а именно научный, с его бритвой Оккама и критериями фальсифицируемости в основании. вот хомячки и прочие недалёкие товарищи начинающие знакомство с наукой в религиозном стиле действительно уподобляются бородачам. плюс таки финансовый интерес в любой деятельности, а не только науке, приводит к конфликтам, но не потому что тут виновата вера, а потому что от исхода "спора" зависит кому деньжат побольше достанется.

Date: 2012-07-11 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
Увы, Поппер не всегда помогает. В частности, у теории катастрофического антропогенного глобального потепления наблюдаются мощные проблемы с критериями фальсифицируемости, не говоря уж про бритву Оккама. Что ничуть не мешает проявлять по этому поводу агрессивность, причем не тем, кто деньги делит, а как раз тем, у кого кроме веры ничего и нету.

Date: 2012-07-11 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] furyz.livejournal.com
Так это камень в огород тупого хомячья, а не бритомордых. Точнее стоит отличать реальных яйцеголовых от всяких Петриков, что в последнее время не только мало кто делает, но и мало кто пытается делать.

Date: 2012-07-11 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
У реальных яйцеголовых тоже всякое бывает. Какой-нибудь Майкл Манн со своей клюшкой вполне реально яйцеголов, а толку? Как вот степень его петриковости вовремя выяснить?

Date: 2012-07-11 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] furyz.livejournal.com
а хрен его знает как =)

Date: 2012-07-11 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
Вот отсюда и проблемы. Несколько выдающихся петриков с масштабными последствиями и опаньки - кризис веры.

Date: 2012-07-11 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] gem-in-i.livejournal.com
Плюс, как говорится, один.

Date: 2012-07-11 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ave-pequena.livejournal.com
Поппер - это для тех, кто реально рожает типа знания. Те же, кто верит тому, что говорят ученые - в лучшем случае верят, что "сделано по Попперу". Но таких немного. В простейшем и наиболее частом случае - люди просто верят в науку, ни о каком Поппере и не слыхавши ни разу. Просто потому, что в школе обучили, что наука - это истина. Самый распространенный вариант: далеко не каждый пьющий прописанные доктором таблетки критически заглядывал в научные труды, доказывающие, почему именно так работает эта химия :) Но в таблетки он верит, как другой верит в святую воду.

Date: 2012-07-11 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] furyz.livejournal.com
Ну так это проблема всё-таки не самой науки, а людей нуждающихся в вере как защите от траты лишней энергии. С таким же успехом они верят в культуру, в спорт и прочие человеческие институты. Хотя если задуматься что за фигня в наблюдении за причудливо одетыми человечками на сцене или какая всё-таки глупость в перекатывании кожанной сферы 22 взрослыми мужиками на глазах у многотысячной толпы.

Date: 2012-07-11 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ave-pequena.livejournal.com
все это так (или почти так), но с тем же основанием эти слова могут быть отнесены к религии.

Date: 2012-07-11 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] furyz.livejournal.com
вы знаете, а это мысль. спасибо что натолкнули на неё

Date: 2012-07-11 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dilitant.livejournal.com
Ну уж если набрасывать, то по-серьёзному:
http://bestblade.livejournal.com/94688.html#cutid1

Date: 2012-07-12 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Иной раз случается инверсия, и камлать начинают как раз бородатые. Вспомним акад. Логунова, поставившего своей целью в жизни разоблачить проходимца-космополита Эйнштейна и его т.н. ОТО. А бритомордый Зельдович выступал охранителем и отрицал выдающиеся достижения акад. Логунова.

Date: 2012-07-12 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
С другой стороны, гораздо больше сомнений вызывают ссылки на бородатость противоположного лагеря. Приходится предположить, что автор наброса имел в виду исключительно православных жрецов, поскольку подавляющее большинство пастырей других религий, деноминаций, сект и прочих ответвлений склонно к бритью.

Date: 2012-07-12 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] colonel-hunter.livejournal.com
В целом все верно. Только почему бритомордые? - в последнее время у жрецов от науки ярко выраден тренд к бородатости.

http://images.yandex.by/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B4

Date: 2012-07-12 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
Ну да, или Кругмана вспомнить, он тут прекрасно подойдет, экономическая наука в этом контексте выглядит даже круче климатологии. Но это разве тренд? Мне как-то все больше бритые встречаются.

Date: 2012-07-12 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] redstarcreative.livejournal.com
Толсто. Есть же принципиальная разница, очевидная даже неучу. Последствия применения научного метода материальны и очевидны и от наличия или отсутствия доверия к бритомордым никак не зависят.

Date: 2012-07-12 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
Беда в том, что кое-где разница как раз вовсе не очевидна.

Date: 2012-07-12 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] redstarcreative.livejournal.com
Согласен, но они есть и неопровержимы, некоторые при наличии времени и желания разобраться. Обывателю, которому не объяснить, наверное, отличие гипотезы от теории, но очень просто показать на сотовый телефон или GPS-приемник. Основания для веры в науку рациональны в силу материальности, многочисленности и очевидных преимуществ продуктов последней.

Date: 2012-07-12 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
На самом деле это все - основания для веры в технологию, а не в науку. Однако спорить не приходится, очень многие именно на таких основаниях в науку и верят.

Date: 2012-07-12 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] redstarcreative.livejournal.com
И наука и технология, как вы знаете, продукты рационализма, который лег в основу научного метода. Эксперимент без гипотезы - алхимия или натурфилософия в период ее зарождения; технология без рационалистического мировоззрения - ремесло.

Кстати, где вы видели веру, которая меняется в соответствии со вновь открывшимися фактами?

Date: 2012-07-12 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chasovschik.livejournal.com
Как-то Вы очень уж серьезно к этому подходите.

Вера, кстати, бывает что и меняется. Христианское вероучение, во всяком случае, известным образом эволюционировало, и продолжает этим заниматься. Правда, происходит это не столько в соответствии с фактами, сколько в соответствии с обстоятельствами, но такого рода вещи встречаются и в науке. Как и нежелание менять веру, несмотря на вновь открывшиеся факты, между прочим.

Date: 2012-07-12 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] redstarcreative.livejournal.com
Да, к сожалению, способность игнорировать сколь угодно внушительные факты, опровергающие уже сложившуюся точку зрения, и придавать избыточное значение фактам подтверждающим - свойство человеческого разума вообще и главный недостаток рационализма; научный метод - достаточно неплохой, но несовершенный ответ на это. Ну, религия тоже не без недостатков )))

Совершенно избавится от confirmation bias в рамках рационалистической парадигмы можно только утратив свободу воли.
March 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 2026